Приказ № 379н 04.08.2008 Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2008 г. N 12189
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 августа 2008 г. N 379н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА,
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА,
ВЫДАВАЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ПОРЯДКА
ИХ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
(в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 N 116н,
от 06.09.2011 N 1020н,
с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ
от 28.11.2012 N АКПИ12-1432)
В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1550) и в соответствии с пунктом 5.2.94 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; 2008, N 15, ст. 1555; 2008, N 23, ст. 2713), приказываю:
1. Утвердить:
форму индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 1;
форму индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению N 2;
порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) согласно приложению N 3.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 287 "Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 2004 г. N 6226).
3. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 октября 2008 г.
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
Приложение N 1
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 4 августа 2008 г. N 379н
Форма
___________________________________________________________________________
(наименование федерального государственного учреждения
медико-социальной экспертизы)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА <*>,
ВЫДАВАЕМАЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Карта N ______ к акту освидетельствования N ______ от "__" ________ 20__ г.
1. Фамилия, имя, отчество: ________________________________________________
2. Дата рождения: _________________________________________________________
3. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место
пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации
(указываемое подчеркнуть): ________________________________________________
4. Контактные телефоны: ___________________________________________________
5. Группа инвалидности: ______________ установлена на срок до: ____________
6. Степень ограничения способности к трудовой деятельности: _______________
7. Причина инвалидности: __________________________________________________
8. Показания к проведению реабилитационных мероприятий:
Перечень ограничений основных категорий |
Степень ограничения (1, 2, 3) |
способности к самообслуживанию: |
|
способности к передвижению: |
|
способности к ориентации: |
|
способности к общению: |
|
способности к обучению: |
|
способности к трудовой деятельности |
|
способности к контролю за своим |
|
9. ИПР разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок до:
___________________________________________________________________________
(после предлога "до" указывается первое число месяца, следующего за тем
месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который
назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись
"бессрочно")
10. Дата очередного освидетельствования: __________________________________
11. Дата выдачи ИПР: ______________________________________________________
----------------------------
Мероприятия медицинской реабилитации
Перечень мероприятий медицинской |
Срок |
Исполнитель |
Отметка о |
Реконструктивная хирургия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восстановительная терапия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Санаторно-курортное лечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Протезирование и ортезирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью,
частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично)
(нужное подчеркнуть).
Мероприятия профессиональной реабилитации
Перечень мероприятий |
Срок |
Исполнитель |
Отметка о |
Профессиональная ориентация |
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональное обучение и |
|
|
|
|
|
|
|
Содействие в трудоустройстве |
|
|
|
|
|
|
|
Производственная адаптация |
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозируемый результат: адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация
на прежнем рабочем месте с измененными условиями труда; получение новой
профессии (специальности); подбор подходящего рабочего места; создание
специального рабочего места (нужное подчеркнуть).
Мероприятия социальной реабилитации
Перечень мероприятий социальной |
Срок |
Исполнитель |
Отметка о |
Социально-средовая реабилитация |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-педагогическая |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-психологическая |
|
|
|
|
|
|
|
Социокультурная реабилитация |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-бытовая адаптация |
|
|
|
|
|
|
|
Физкультурно-оздоровительные |
|
|
|
Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию
(полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное,
частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное)
(нужное подчеркнуть).
Технические средства реабилитации и услуги
по реабилитации (ТСР)
Перечень ТСР |
Срок проведения |
Исполнитель |
Отметка о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения
реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты
начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается
запись "бессрочно"; в графах, где указывается исполнитель проведения
реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указывается
исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (исполнительный орган
Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган
социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости
населения субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальные
органы управления здравоохранением, образованием; медицинские,
образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид); в графах,
содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных
мероприятий, по соответствующим позициям делается запись "выполнено" или
"не выполнено" указанной в качестве исполнителя организацией, которая
заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.
С содержанием ИПР согласен _________________________ ______________________
(подпись инвалида или его (расшифровка подписи)
законного представителя
(подчеркнуть))
Руководитель федерального
государственного
учреждения медико-
социальной экспертизы _________________________ ______________________
М.П. (подпись) (расшифровка подписи)
Заключение о выполнении ИПР
Оценка результатов медицинской реабилитации:
достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная);
восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные
результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _________________________
___________________________________________________________________________
Оценка результатов профессиональной реабилитации:
достигнута адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на прежнем
рабочем месте с измененными условиями труда; получена новая профессия
(специальность); подобрано подходящее рабочее место; создано специальное
рабочее место; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и
др. _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Оценка результатов социальной реабилитации:
достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная);
восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично);
восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные
результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _________________________
___________________________________________________________________________
Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности:
достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений
жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужное
подчеркнуть) и др. ________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Особые отметки о реализации ИПР:
___________________________________________________________________________
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных
реабилитационных мероприятий)
Дата вынесения заключения "__" ________ 20__ г.
Руководитель федерального
государственного
учреждения медико-
социальной экспертизы _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Приложение N 2
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 4 августа 2008 г. N 379н
Форма
___________________________________________________________________________
(наименование федерального государственного учреждения
медико-социальной экспертизы)
РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА <*>, ВЫДАВАЕМАЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Карта N ______ к акту освидетельствования N ______ от "__" ________ 20__ г.
1. Фамилия, имя, отчество: ________________________________________________
2. Дата рождения: _________________________________________________________
3. Место жительства, при отсутствии места жительства указывается место
пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации
(указываемое подчеркнуть): ________________________________________________
4. Контактные телефоны: ___________________________________________________
5. Категория "ребенок-инвалид" установлена до: ____________________________
6. Фамилия, имя, отчество и место жительства (проживания, пребывания)
законного представителя ребенка-инвалида: _________________________________
___________________________________________________________________________
7. Показания к проведению реабилитационных мероприятий:
Перечень ограничений основных категорий |
Степень ограничения (1, 2, 3) |
способности к самообслуживанию: |
|
способности к передвижению: |
|
способности к ориентации: |
|
способности к общению: |
|
способности к обучению: |
|
способности к трудовой деятельности |
|
способности к контролю за своим |
|
----------------------------
<*> Далее - ИПР ребенка-инвалида.
8. ИПР ребенка-инвалида разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть)
на срок до:
___________________________________________________________________________
(после предлога "до" указывается первое число месяца, следующего за тем
месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который
назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись
"до достижения возраста 18 лет" и указывается дата наступления возраста
18 лет)
9. Дата выдачи ИПР ребенка-инвалида: ______________________________________
Мероприятия медицинской реабилитации
Перечень мероприятий медицинской |
Срок |
Исполнитель |
Отметка о |
Реконструктивная хирургия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Восстановительная терапия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Санаторно-курортное лечение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Протезирование и ортезирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прогнозируемый результат: восстановление нарушенных функций (полностью,
частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично)
(нужное подчеркнуть).
Мероприятия психолого-педагогической реабилитации
--------------------------------------T-----------T-----------T-----------¬
¦ Перечень мероприятий психолого- ¦Срок прове-¦Исполнитель¦Отметка о ¦
¦ педагогической реабилитации ¦дения меро-¦проведения ¦выполнении ¦
¦ ¦приятий ¦мероприятий¦или невы- ¦
¦ ¦психолого- ¦психолого- ¦полнении ¦
¦ ¦педагогиче-¦педагогиче-¦(указать ¦
¦ ¦ской реаби-¦ской реаби-¦причину) ¦
¦ ¦литации ¦литации ¦ ¦
+-------------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦Получение дошкольного воспитания и ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучения ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тип дошкольного образовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения (нужное подчеркнуть): ¦ ¦ ¦ ¦
¦дошкольное учреждение общего ¦ ¦ ¦ ¦
¦назначения; дошкольное учреждение ¦ ¦ ¦ ¦
¦общего назначения с соблюдением ¦ ¦ ¦ ¦
¦специального режима; коррекционная ¦ ¦ ¦ ¦
¦группа в дошкольном учреждении общего¦ ¦ ¦ ¦
¦назначения; специализированное ¦ ¦ ¦ ¦
¦(коррекционное) учреждение для ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучающихся, воспитанников с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ограниченными возможностями здоровья ¦ ¦ ¦ ¦
¦(указать вид): ______________________¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦Получение общего образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тип школьного образовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждения (нужное подчеркнуть): ¦ ¦ ¦ ¦
¦общеобразовательная школа общего ¦ ¦ ¦ ¦
¦назначения (обучение с использованием¦ ¦ ¦ ¦
¦обычной программы, в малых группах ¦ ¦ ¦ ¦
¦при соблюдении специального режима ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебного процесса (указать, какого)) ¦ ¦ ¦ ¦
¦____________________________________;¦ ¦ ¦ ¦
¦коррекционный класс (группа) в ¦ ¦ ¦ ¦
¦школьном образовательном учреждении ¦ ¦ ¦ ¦
¦общего назначения; специализированное¦ ¦ ¦ ¦
¦(коррекционное) учреждение для ¦ ¦ ¦ ¦
¦обучающихся, воспитанников с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ограниченными возможностями здоровья ¦ ¦ ¦ ¦
¦(указать вид): ______________________¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Условия получения общего образования¦ ¦ ¦ ¦
¦(нужное подчеркнуть): ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в общеобразовательном учреждении, на ¦ ¦ ¦ ¦
¦дому, в лечебном (реабилитационном) ¦ ¦ ¦ ¦
¦учреждении ¦ ¦ ¦ ¦
¦Форма получения общего образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦(нужное подчеркнуть): очная, заочная,¦ ¦ ¦ ¦
¦очно-заочная (вечерняя), семейное ¦ ¦ ¦ ¦
¦образование, самообразование, ¦ ¦ ¦ ¦
¦экстернат ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Режим занятий: ¦ ¦ ¦ ¦
¦учебная нагрузка в день (указывается ¦ ¦ ¦ ¦
¦в часах): _________; объем изучаемого¦ ¦ ¦ ¦
¦материала (указывается в процентах от¦ ¦ ¦ ¦
¦объема учебной программы): __________¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦Получение профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования ¦ ¦ ¦ ¦
¦Рекомендуемая профессия, ¦ ¦ ¦ ¦
¦специальность: ______________________¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Тип образовательного учреждения ¦ ¦ ¦ ¦
¦профессионального образования (нужное¦ ¦ ¦ ¦
¦подчеркнуть): общего назначения, ¦ ¦ ¦ ¦
¦специальное для инвалидов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Форма получения профессионального ¦ ¦ ¦ ¦
¦образования (нужное подчеркнуть): ¦ ¦ ¦ ¦
¦очная, заочная, очно-заочная ¦ ¦ ¦ ¦
¦(вечерняя), семейное образование, ¦ ¦ ¦ ¦
¦самообразование, экстернат ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦Рекомендации о противопоказанных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦доступных условиях и видах труда ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------+-----------+-----------+-----------+
¦Проведение психолого-педагогической ¦ ¦ ¦ ¦
¦коррекции ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Виды психолого-педагогической ¦ ¦ ¦ ¦
¦коррекции, в которой нуждается ¦ ¦ ¦ ¦
¦ребенок-инвалид (нужное подчеркнуть):¦ ¦ ¦ ¦
¦коррекция несформированных высших ¦ ¦ ¦ ¦
¦психических функций, эмоционально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦волевых нарушений и поведенческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦реакций, речевых недостатков, ¦ ¦ ¦ ¦
¦взаимоотношений в семье, детском ¦ ¦ ¦ ¦
¦коллективе, с учителями; формирование¦ ¦ ¦ ¦
¦мотивации к обучению, социально- ¦ ¦ ¦ ¦
¦бытовых навыков и других навыков ¦ ¦ ¦ ¦
¦(вписать, каких) ____________________¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------------------+-----------+-----------+------------
Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения,
контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции
мотиваций к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализация
возможности получения полного общего образования, профессионального
образования; получение профессии (специальности); достижение
профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем
месте (нужное подчеркнуть).
Мероприятия социальной реабилитации
Перечень мероприятий социальной |
Срок |
Исполнитель |
Отметка о |
Социально-средовая реабилитации |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-педагогическая |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-психологическая |
|
|
|
|
|
|
|
Социокультурная реабилитация |
|
|
|
|
|
|
|
Социально-бытовая адаптация |
|
|
|
|
|
|
|
Физкультурно-оздоровительные |
|
|
|
Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию
(полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное,
частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное)
(нужное подчеркнуть).
Технические средства реабилитации и услуги
по реабилитации (ТСР)
Перечень ТСР |
Срок проведения |
Исполнитель |
Отметка о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. Во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения
реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты
начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается
запись "до достижения возраста 18 лет"; в графах, где указывается
исполнитель проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим
позициям указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия
(исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации;
территориальный орган социальной защиты населения; государственные
учреждения службы занятости населения субъектов Российской Федерации;
работодатель; территориальные органы управления здравоохранением,
образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации
либо сам инвалид); в графах, содержащих отметку о выполнении или
невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям
делается запись "выполнено" или "не выполнено" указанной в качестве
исполнителя организацией, которая заверяется подписью ответственного лица
этой организации и печатью.
С содержанием ИПР
ребенка-инвалида согласен _________________________ ______________________
(подпись ребенка-инвалида (расшифровка подписи)
или его законного
представителя
(нужное подчеркнуть))
Руководитель федерального
государственного
учреждения медико-
социальной экспертизы _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Заключение
о выполнении ИПР ребенка-инвалида
Оценка результатов медицинской реабилитации:
достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная);
восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные
результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _________________________
___________________________________________________________________________
Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации:
восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим
поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к
труду (снята рентная установка); реализована (реализуется) возможность
получения полного общего образования, профессионального образования;
получена профессия (специальность); достигнуты
профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем
месте (нужное подчеркнуть) и др. __________________________________________
Оценка результатов социальной реабилитации:
достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная);
восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично);
восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные
результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др. _________________________
Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности:
достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений
жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужное
подчеркнуть) и др. ________________________________________________________
Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида:
___________________________________________________________________________
(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных
реабилитационных мероприятий, в том числе заключение о достижении
возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного
образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих
в стационарных учреждениях социального обслуживания)
___________________________________________________________________________
Дата вынесения заключения "__" ________ 20__ г.
Руководитель федерального
государственного
учреждения медико-
социальной экспертизы _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
М.П.
Приложение N 3
к Приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 4 августа 2008 г. N 379н
РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА)
(в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 N 116н,
от 06.09.2011 N 1020н)
I. Общие положения
1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (Федерального бюро, главного бюро).
Указанная программа доводится до сведения инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) составляется в трех экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида); второй экземпляр приобщается к акту освидетельствования; третий экземпляр в трехдневный срок с момента утверждения индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) направляется территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации либо органу, уполномоченному исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2008, N 30, ст. 3597; N 52, ст. 6236), полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) на бумажном носителе и/или в форме электронного документа с использованием информационно-коммуникационной сети с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
(п. 2 в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 06.09.2011 N 1020н)
3. При реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
II. Порядок разработки индивидуальной программы
реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)
4. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (Федерального бюро, главного бюро).
5. Специалисты бюро (Федерального бюро, главного бюро) обязаны объяснить инвалиду (его законному представителю) цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.
6. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
7. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину.
В случае необходимости по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.
8. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, гражданин может быть направлен для разработки или коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в вышестоящее федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
9. Индивидуальная программа реабилитации инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и бессрочно, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения гражданином возраста 18 лет.
При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Пункт 9 признан недействующим в части, предусматривающей требование о наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду, для осуществления исполнительным органом ФСС РФ по месту жительства инвалида замены технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), решением Верховного Суда РФ от 28.11.2012 N АКПИ12-1432 со дня вступления решения в законную силу.
Замена технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляется исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.
10. Сформированная индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и инвалидом либо его законным представителем, заверяется печатью и выдается на руки инвалиду (его законному представителю).
11. В случае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина. Копия индивидуальной программы реабилитации инвалида в данном случае может быть выдана инвалиду (его законному представителю) по заявлению инвалида (законного представителя).
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2009 N 116н)
В случае несогласия с решением бюро о рекомендуемых реабилитационных мероприятиях инвалид (его законный представитель) может обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 9, ст. 1018; 2008, N 15, ст. 1554).
III. Порядок реализации индивидуальной программы
реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)
12. Реализацию индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.
13. Координация мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.
14. Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) при очередном освидетельствовании инвалида.